>> это уже минорный момент
Ни фига, это очень важный момент. Давайте, jeronimo, я вам расскажу, почему, как и что в revenue generating F2P. А то периодически вы нормальные слова говорите, а потом опять чушь несёте. А уж типы типа Квестера вообще мозги полоскают по-чёрному.
Сначала про F2P «на пальцах». Предположим, вы написали игру – и хотите её втюхать продать как можно большему количеству игроков. Перед вами три представителя, назовём их «школьник», «середняк» и «донатор». Школьник готов заплатить за игру 50 рублей [в месяц]. Середняк – 500, а донатор – все 5К. Какую же цену вам выставить? Маркетологи уже улыбаются, наверное.
Можно поставить 50. Тогда играют трое, ваш доход – 150 рублей, негусто. Можно поставить 500, доход 1К, уже кое-что; правда, игроков уже меньше, повышаются риски. А если поставить 5К в месяц? Хо-хо, доход 5К – но и риск прогореть (т.е. остаться без клиентуры, с нулём в прибыле) очень большой. Так, решаете вы, давайте всё-таки поставим 500.
Но чёрт, а как же тот школьник? Ведь таких школьников масса, десять старушек – уже рубль. Давайте вы ему дадите свою игру в урезанном виде, как «триал», но всего за 50 р. Понравится ему – найдёт деньги; не понравится – вы же ничего не теряете? В «триале» урежем весь функционал до минимума, чтоб только бегал для массовки.
Так, отлично, 50 р. подобрали. Но у вас остался нерешённым более важный вопрос: донатор-то всё ещё готов проплатить 5К; вы теряете огромную прибыль! А что если разрешить донатору использовать какие-то фишки, которые можно «отрезать» у середняка (и назвать по этому поводу «уникальными», хы)? Точно, и сам режим назовите красиво, скажем, э-э-э… «Полуэкт» «Премиум-аккаунт», а стоимость его поставьте, скажем, мнэ-э-э, 5К.
Супер. Вы собрали всю возможную прибыль. Проницательный человек скажет: «Ну всё замечательно, только это просто сегментация рынка, причём тут F2P?» Минуточку, мы ещё не закончили. Вы же хотите овладеть всем миром (и желательно – не один раз)? А ведь где-то там есть донаторы, готовые платить 5КК! А есть нищеброды, у которых и 50 Копеек нету – но как же они без вашей игры?
Более того, у вас и другие проблемы. Например, школьник может отказаться играть в триал, зная, что в нормальном режиме можно не только бегать, но и бить кого-то по башке. Середняк может обидеться, узнав, что он не «премиум», а «просто игрок». Донатор может подумать: «Стоп, а за что я вообще плачу? За синюю лошадку?» - и свалить (а то и сделать хитрее – перейти на обычный режим, уже получив все плюшки премиума, вот негодяй).
И тут во всей красе выплывает идея F2P: «Каждый дрочит платит, сколько хочет». Полностью решена проблема с недовольством (все типа равны между собой), плюс Идеальная Сегментация. Осталось только заставить покупателей действительно платить, сколько они хотят (а этого вообще никто не знает, даже они сами). Та-да! Тут появляется правило F2P: «Кто не платит, тот не ест Кто платит больше, тот круче».
***
Давайте сейчас отвлечёмся немного на то, что (на мой взгляд, я не истина в последней инстанции) является одним из бредовых бредов в рассуждениях вокруг да около revenue generating F2P вообще и АО в частности.
Термин «Донат» к АО, на самом деле-то, в принципе не применим. «Донат» - это, мать его, подарок, пожертвование. Это когда ты что-то даришь безвозмездно, за спасибо. А когда ты «даёшь деньги» за игру – это плата. Ты уже не «даришь», ты «платишь». Тут очень хитрая подмена понятий в своё время произошла, и она успешно поддерживается и используется производителями монетизированых F2P: типа игрок «дарит» бабосы, а ему «дарят» в ответ плюшки. Кстати, в пользовательском соглашении, если вы прочитаете, слова «донат» нет, там есть «Дополнительные Платные Услуги», которые (и тут уже обман со стороны разработчиков или противоречие с принципами F2P) «не являются необходимым или обязательным условием для участия в Игре и игровом процессе».
***
Итак, на самом деле «донатор» платит. Платит, чтобы получить то, that significantly enhance the player's in-game experience. И чем больше, тем больше преимуществ он должен получать. Высказывание «Время – деньги», к которому все так прицепились – это больше развод. То, что вам пишут и доказывают насчёт «донат не даёт особых преимуществ» – это бред, потому что противоречит самой идее монетизированого F2P: если «донатор» платит, он вправе рассчитывать на что-то полезное именно в плане игрового преимущества. Если же он за свои деньги получил тупо лошадку другого цвета и никаких преимуществ – это к ребятам из WOW, в P2P, это только там такое может быть.
Что же надо сделать, чтобы скрыть от бесплатников тот факт, что они на самом деле в пролёте? Как их вообще не потерять, тупо задолбанных донатерами? Как заставлять платить всех игроков некоторую минимальную плату? Как обдирать донаторов максимально долго? Как сдвинуть кривую сегментации в сторону увеличения прибыли? Хех, это целая наука – и в Аструме её никто изначально не учил, ну может уже чего-то понахватались на ходу у китайцев-корейцев.
Когда квестер рассказывает про «изначальные типа такие планы монетизации и развития на 20 лет вперёд», просто смешно становится. Там же всё на ощупь делалось, с постоянным риском загреметь. Вылезли только за счёт «русской идеи», считай. А потом, как всё окупилось, уже всё само завертелось… Сейчас я переключу ваше внимание на одну интересную особенность АО как F2P.
***
Ни Девишев, ни Орловский не любят собственно донаторов (ищем цитаты сами). Те, как правило, люди умные, и когда понимают, что их тупо наебали с обещаниями – уходят. С крабов-задротов и школьников денег не возьмёшь, они тоже в пролёте. Знаете, кто самый пестуемый класс у разработчиков F2P (тут пруфов не будет, это уже «секретная информация» © квестер)? О-о-о, тут даже термина нет, хотя в «Зельде» (книжка такая) про них речь шла. Это «рукастые игроки», они же «умелые игроки» (не задроты).
Изначально идея вроде бы правильная. Люди это умные, с минимумом затрат одеваются, осваивают контент, получают всякие плюшки игровым путём, где-то тупо читят (вот только не надо голубых глаз, я-то всё знаю), где-то им кое-что сливают знакомые разрабы напрямую, где-то кто-то с КМ знакомится в игре, потом они создают топ-гильдии, являются во всём мега-хаями – живым примером для подражания и постоянного демонстрирования идеи того, что «всё решают руки, а не деньги» (последние песни квестера).
По сути же своей, это козлы. Да, знаете, те козлы, которые ведут остальных баранов-игроков на стрижку. Есть изначально засланные казачки (как КМ, которым капали денюжки на руны), есть нелегально играющие в игру собственно разрабы-тестеры (коль скоро квестер уже их спалил, доказательств от меня не требуется, фуф), а есть те топ-игроки, кто окозлился в процессе.
Казалось бы, почему у АО нет нормальной поддержки, нет коммьюнити, нет фидбека, нет саппорта – а люди продолжаю вливать бабло? Потому что F2P, как та пирамида, живёт за счёт облапошивания всё новых людей (и уход игры в другие страны до приведения её хоть в какое-то вменяемое состояние это наглядно демонстрирует). Но сами бараны игроки шерсть бабло просто так не дадут – помогают им в этом козлы.
«Игровой хайенд-контент рассчитан на 5-6 руны по кругу». «Я получил 5-6 руны за Х месяцев ненапряжной игры». «ГД требует только 5 руны, ну может, максимальный обвес». «Астрал можно пройти в зелёнке, но купи банки». «Если хочешь в ГД-рейд в зелёнке, надо 7-ки». Вот сколько раз вы такое слышали, а может и сами (о ужас) говорили? Ну и кто так нагло врёт? Присмотритесь.
[*] Люди, ходившие в ГД в 4-х – они реально были, да. Вот только многих боссов били тупо багами. Почему никого не забанили? Потому что это были «свои козлы», а если и не свои, пусть их, нужно же как-то делать видимость того, что играть можно и школьником. Потом смешные истории были, типа можно в 4-ках в деф танковать ГД, о школьники, они такой потешный народ…
[*] Люди, не вложившие ни копейки – они тоже были. Только кучу голды и рублей они тупо набагали, и дырки им сливались «особо приближёнными», а когда дырки закрывали по куче тикетов – так новые уже были тут как тут.
[*] Люди, ходившие в ГД «без банок» - они были, да, вот только, как правило, банки им в конце концов выдавались после пары часов вайпов – и если не было доброго донатера, помогал какой-нибудь добрый дядя «угадай кто».
[*] Персы передавались для игры, лишь бы ещё один заточенный криворучка «прошёл ГД» - и проблема не в самом факте передачи, а в том, что на это сознательно закрывали глаза. За всю игру (год) на ОБТ я видел только несколько забаненых за баги – и среди них не было донатеров, одна школота. Потому что работа козлов была не убивать баранов, а помогать их стричь.
***
Но я нефигово отвлёкся. Ещё раз, jeronimo, F2P игра в обязательно порядке предусматривает превосходство платящих деньги над бесплатниками. А тут, в АОшечке, в результате натянули главным образом тех, кто действительно платит деньги. Они деньги – им лаги. Они деньги – им баги. Они деньги – им полный дисбаланс классов. Они деньги – им фитюльку, которую через какое-то время раздают всем задаром. Они деньги – им убили билд/класс/статы, давай ещё… Они деньги – через какое-то время акции-шмакции – и всё тоже покупается в несколько раз дешевле. В нормальной F2P «донатор» должен быть от такого застрахован – в АО этого нету и не будет.
И фишка не в том, что я типа богатый и крутой, нагибайтесь все. Просто есть предел наглости, за который АО вышли уже давно. В игре сейчас только новообращённые, немного баранов, жалеющих о потерянном времени – и те самые окозлившиеся игроки. Ну может какие-то мазохисты, которым нравится быть мясом.